Новини

Кубок України 2024 "GGPOKER OPEN" - І етап, серед чоловіків та жінок

23-27 березня 2024 року М. Київ, БК «Buffalo»
Stop russian war in Ukraine
Размышления о Русском БильярдеПостер Владимира Семеренко  

Предлагаем вашему вниманию статью, присланную в редакцию "Бильярд Спорт" Виталием Архиповым из Екатеринбурга, известному форумчанам сайта www.billiard-online.com под ником "Хабиб".


Безусловно, современное состояние Русского Бильярда в России, да и в странах СНГ, следует оценить как быстрое распространение. По сравнению с периодом застоя в СССР, когда новые бильярдные практически не открывались (напротив, под разными предлогами закрывались существующие), начиная с периода «расцвета демократии» 90-х годов и по сей день, бильярдные растут как грибы.


Поклонников этой великолепной игры становится всё больше, всё больше становится людей, связывающих с ним всю свою жизнь: бизнесменов, спортсменов, катал - профессионалов. Как же можно оценить не распространение, а развитие Русского Бильярда как Игры, за этот «новейший» период его более чем двухвековой истории?


Необходимо признать, что Русский Бильярд изменился. Изменились не только названия игр, изменилась их суть. Игра стала более агрессивной, атакующей. И в то же время более рискованной, зачастую бесшабашной. При высоком мастерстве кладки, при таком подходе, поединки мастеров становятся стремительными и мало предсказуемыми, а результат зависящим от случайности.


Такая ситуация, представляется, вполне устраивает спортивную, наиболее организованную, составляющую бильярдного движения, то есть спортивные федерации всех уровней. При организации массовых соревнований с сеткой на 64-128 участников и более, становится существенной проблема ограничения регламента игр (при проведении их в одном - двух клубах). Этого же требует и телевизионный подход, а телевидение есть мощнейший ресурс для рекламы бильярда, привлечения новых поклонников и дальнейшего его распространения.


Если учесть, что руководство спортивной составляющей Русского Бильярда находится в тесной связи с производителями инвентаря, становится неудивительным, что именно такой, «спортивный» подход привёл к изменениям, которые претерпел инвентарь Русского Бильярда на рубеже веков. А именно: увеличение массы шара с одновременным уменьшением его диаметра и применение более мягкого и эластичного бортового резинового профиля с «острой» рабочей кромкой, формирующей слабые, легко проминаемые губы псевдо-строгих луз. Такое сочетание позволяет положить шара на недостаточно точном, но сильном ударе, проминая не только дальнюю, но и ближнюю губу лузы. Причём мягкие «острые» губы облегчают падение шара от губы и сквозь губу при ударах близких к средней линии лузы и затрудняют падение шара от губы при ударах под большим углом к средней линии лузы. Соответственно, сила удара стала неотъемлемой составляющей кладки, а вероятность сыгрывания прямых (на малой резке, а следовательно и с высокой скоростью) прицельных шаров в «открытую» лузу неоправданно возросла. Увеличение массы шара привело также к снижению максимальных скоростей движения шара, что, хотя и не привело к уменьшению длины проката шаров, так как компенсировалось применением более упругой бортовой резины, однако сузило диапазон возможных траекторий отскока битка от прицельного шара. То есть отрицательно повлияла на технический арсенал игрока, в ещё большей степени сдвигая баланс технической сложности при сыгрывании своего и чужого шара в сторону сыгрывания своего шара (битка).


В качестве вывода можно констатировать тот факт, что игры на Русском Бильярде новейшего периода его истории, приобретя динамизм за счёт облегчения технической составляющей Игры, в значительной мере утратили тактическую её составляющую. На мой взгляд, такое состояние Русского Бильярда нельзя назвать успешным развитием, скорее мы наблюдаем некоторый кризис развития, когда всё более очевидной становится необходимость перемен.


Перемены в Русском бильярде возможны. Для этого необходимо осознание недостатков существующего состояния инвентаря и игр, и стремление от этих недостатков избавиться . О недостатках инвентаря сказано выше, а недостатки игр общеизвестны. Остановимся на них подробнее.


1. Исконно русской игрой по праву считается Классическая (малая) пирамида. Игра с заказом, практически исключающая влияние на результат игры падения в лузу случайных шаров ("дураков"). Игра, которая и в настоящее время считается наиболее тактически сложной и разнообразной. Однако смысл (и правила) игры не подразумевает сыгрывание битка, в то время как именно искусство сыгрывания битка, оттачиваемое Русской бильярдной школой последние 70 лет, по праву считается одной из ярких особенностей именно Русского Бильярда. Также игра одним шаром, вкупе с необходимостью рассматривать номера шаров и проговаривания заказа, вынужденно её замедляют и ограничивают в выборе игровых возможностей, что не соответствует духу времени, требующего динамики и зрелищности.


2. Самая распространённая и демократичная «Американка» снискала всенародную любовь именно разнообразием игровых вариантов, среди которых всегда можно найти что-нибудь попроще. Однако на уровне мастеров, правила игры, требующие сыграть всего половину из имеющихся шаров, при современном состоянии инвентаря и уровня кладки мастеров, представляет достаточно простую задачу. Возможность играть любым шаром, при упомянутых свойствах современного инвентаря, обуславливают сыгрывание преимущественно прицельных шаров на сильном ударе. Такой подход объясняет достаточно частое падение случайных шаров, а следовательно и их влияние на исход поединка. А также делают её однообразной и не зрелищной в полном смысле этого слова.


3. Излюбленная игра катал - профессионалов «Московская/Сибирская», как и её спортивный вариант «Комбинированная», являет собой, по сути, игру своего шара (битка). Умение сыгрывать и контролировать биток в ней имеет первостепенную важность. А узаконенная правилами возможность сыгрывания битка из «дома», произвольно выбирая месторасположение для битка (удар с рук), делает эту игру сильно зависящей от одного технического приёма - скатки битка. Тем самым, умаляя другие технические и тактические возможности и обедняя игру. Опять же игра одним шаром и без заказа, обуславливающая возможность падения случайных шаров и их влияние на результат встречи, делают её однообразной и не зрелищной в полном смысле этого слова.


4. Сравнительно молодая «Невская» возникла, как попытка привнести динамики в «Московскую» с одновременным устранением возможности сыгрывания битка «с рук», что ей вполне удалось, и она нашла почитателей среди поклонников Русского Бильярда. Однако цена, которой это было достигнуто, а именно - введение возможности сыгрывать прицельного шара ударом «с рук» с любого места стола, внесло перекос в сравнительную ценность элементов технического арсенала игры. Игра значительно более требовательна к умению сыгрывать биток по сравнению с умением сыгрывать прицельный шар. Опять же игра без заказа, обуславливает возможность падения случайных шаров и их влияние на результат встречи (в особенности при случайном падении битка).


Если задаться целью придумать новую игру свободную от недостатков существующих игр, то какой она должна быть? Полагаю, что она должна быть игрой с возможностью выбрать в качестве битка любой шар как в «Американке», однако элемент случайности не должен быть чрезмерным. Этого можно добиться, уменьшив количество шаров на столе и введя строгий заказ. В игре не должно быть таких элементов как скатка битка «с рук», накат на лузу серии прицельных шаров. Для повышения зрелищности необходимо задействовать незаслуженно забытую бортовую игру и игру шаром, для чего нужно создать условия для целесообразности такой игры.


В предлагаемой игре, правила которой приведены ниже, умение сыгрывать простые шары (свои или чужие) необходимо, но его недостаточно для победы во встрече. Достигается это тем, что игра идёт на очки, а очки начисляются только за сложные результативные заказные удары, такие как «дуплет», «шаром», «штаны» и прочее. Сыгрывание же простого шара очков не приносит, но даёт право играть биток «с рук» с любого места заказным ударом, то есть даёт возможность выбора удобной позиции для выполнения сложного удара, который принесёт очки. Отсюда вытекает целесообразность игры с выходом, так как, забивая, например, простой прицельный шар неприносящий очки и выводя биток к лузе, вы создаёте предпосылки для сыгрывания простейшего из сложных ударов, а именно «два шара в одну лузу». При таких правилах игры, практически нет смысла отыгрываться, поэтому игра динамична и зрелищна. Поскольку, в случае сыгрывания двух шаров (и в некоторых других случаях), один из шаров ставится на первую или третью точку, а другой шар играется в качестве битка «с рук», имеется прямой смысл тренировать бортовые удары (дуплеты, триплеты, катрбаны) из стандартной позиции с прицельным шаром на точке.


Разумеется, игра рассчитана на достаточно высокий уровень кладки соперников и поэтому вряд ли подходит для начинающих. Однако с участием профессионалов, при показе по телевидению, полагаю, будет весьма смотрибельна.


ЧЕТЫРЁХШАРОВАЯ ЗАКАЗНАЯ


Игра постоянно ведётся четырьмя белыми шарами по правилам правильного удара в «Свободную пирамиду» (Американку), то есть отыгрыш как в спортивных правилах.


В начальной позиции шары расположены на первой, третьей точках бильярда и на серединах коротких бортов.


Игра заказная, однако шары, очки за которые не начисляются можно не заказывать. А именно :
- прямые шары (свой или чужой)
- прямой контртуш (чужой застревает в губах лузы, а биток повторно добивает), но не от 4-х бортов или шара и не после отскока чужого от двух бортов у лузы. То есть в такой позиции, где была вероятность падения чужого и без повторного соударения с битком.
- абриколь (биток с предварительным рикошетом от борта примыкающего к лузе)
- каблучок (прицельный шар с предварительным рикошетом битка от борта примыкающего к лузе)


Шар упавший не напрямую при сыгранном прямом (молча), не засчитывается.


При объявленном и выполненном заказе не прямого шара (дуплет, шаром и т.д.), все упавшие при этом шары засчитываются. Если заказ не выполнен - не засчитываются.


Объявленный заказ строгий, то есть не «шар-луза», а с описанием соударений с бортами и шарами.
Примеры заказа : «оба в лузу», «дуплет в среднюю», «к себе в угол», «каблук в среднюю», «два борта в угол», «шаром в угол», «от шара в среднюю», «на две лузы», «контртуш в среднюю».


При сыгрывании шара в лузу игрок продолжает игру ударом «с рук» этого шара с любого места стола объявив заказ (с соударением о борт не прилегающий к играемой лузе, или с соударением о третий шар, или с заказом двух прямых шаров, или контртушем в том числе и от борта прилегающего к играемой лузе),


Если сыграно два шара, то один из них выставляется на первую или третью точку по выбору игрока, а второй шар играется «с рук» с любого места стола заказным ударом.


Не засчитанный упавший шар (случайный или при невыполненном заказе) выставляется на первую или третью точку по выбору игрока.


Игра ведётся до достижения заранее оговоренного количества очков, например 30.


Штрафы как в спортивных правилах, минус 1 очко проштрафившемуся.


Три правила для подсчёта оценки результативного заказного удара:
1. За каждый борт прибавляется 2 очка
2. За дополнительное соударение с шаром прибавляется 3 очка
3. За сыгрывание двух шаров (*) их суммарная оценка удваивается, при этом необъявленный в заказе второй шар оценивается в одно очко.
(*) за исключением прямого наката двух шаров в одну лузу


Ниже в таблице даны примеры ударов и их оценки.
Описание удара (заказ) очки пояснение
Два шара в одну лузу 2 = (1+1) * 1
Чужой от борта (дуплет) 2
Свой от борта (к себе) 2
С двумя соударениями (шаром) 3
С двумя соударениями (карамболем) 3
Чужой/свой от двух бортов 4 = 2 + 2
Два шара в две лузы (штаны) 4 =(1+1) * 2
С двумя соударениями и бортом (контртушем) 5 = 3 + 2
Чужой/свой от трёх бортов 6 = 2 + 2 + 2
С тремя соударениями (шаром/карамболем) 6 = 3 + 3
Чужой/свой от четырёх бортов 8 = 2 + 2 + 2 + 2
Чужой/свой от пяти бортов 10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2

Заказной удар (х) + второй шар в любую лузу = (х + 1) * 2
Например: дуплет + свояк
дуплет + свояк от борта
щёчку карамболем от шара + чужой 6
6
8 = (2 + 1) * 2
= (2 + 1) * 2
= (3 + 1) * 2


Виталий (Хабиб) Архипов, Екатеринбург


http://www.billiardsport.ru/news/7499